В Астане состоялся поминальный ас по жертвам в Жанаозене, организованный Фондом развития парламентаризма Зауреш Батталовой, Миссией по правам человека Ардака Бижигитова и активистами движения «За достойное жилье». Сам по себе ас является личной инициативой организаторов и участников, и оспаривать их право не имеет особого смысла.
Однако, в этой мероприятии был странный момент. Махамбет Абжан пустил подписной лист «в поддержку предложения наградить погибшего в Шетпе сержанта Торебека Толегенова, перешедшего на сторону народа высшей наградой – «Халык каhарманы»", под которым подписалось около 100 человек. Вот это более чем странная идея – награждать высшей наградой государства сторонника погромщиков.
Однако, если попытаться разобраться, то в гибели Толегенова много странного и непонятного. Все рассказывают разные истории. Отец погибшего говорит, что его застрелили в машине такси: «Сына, который пришел с очередной смены, вызвали обратно на работу: сказали, что нужны дополнительные силы. Он вышел в спецодежде. Так как у него не было служебного транспорта, поехал на такси. Погиб от пули, попавшей ему в голову, когда ехал», – говорит Жанибек Толегенов корреспонденту радио Азаттык. Его самого обстреляли, и пуля прошла через нижнюю часть штанины брюк, даже не зацепив ноги. Пробоины он демонстрировал корреспондентам, вместе с гильзой от автомата калибра 5,56. Полицейские говорили, что Толегенов был в рядам погромщиков, которые остановили пассажирский поезд № 309 и пытались поджечь локомотив. «Ты говори, говори все, – приказал он подполковнику Кожаеву. – Это уже установленные факты. Погибшего зовут Толегенов Торебек. Он работал в пожарной части МЧС. Потом, сменив интонацию, подчеркнул – но он был «на той стороне»", – цитирует атырауский еженедельник «Ак Жайык» слова заместителя начальника ДВД Мангыстауской области, полковника Хайдара Сарина. «Сержант противопожарной службы Торебек Толегенов, вызванный для подавления на станцию Шетпе, отказался стрелять в безоружных людей и, встав в их шеренгу, пытался остановить отстрел, но был убит сам», – говорит казахский поэт Сак Тан.
В общем, ничего толком не ясно. Был ли Торебек Толегенов «на той стороне» или не был, сам встал в ряды погромщиков, поджигавших локомотив пассажирского поезда, или случайно оказался в толпе, так и осталось неясно. Обстоятельства его гибели так и остались непроясненными, причем даже полицейские не могут сказать чего-то определенного.
Но зато полицейские рассказали, что погромщики на станции Шетпе не только пытались поджечь локомотив, но также имели оружие и стреляли из него в полицейских. Заместитель командира батальона из Жамбылской области майор Жайдарбек Куттыбаев показал журналистам еженедельника «Ак Жайык» свой табельный ПМ, на пластиковой рукоятке которого хорошо видна отметина от пули. Это очень красноречивая фотография. Отметина показывает, что пуля небольшого калибра (от малокалиберного пистолета или винтовки) попала в правую сторону пистолета, в верхнюю часть пластиковой «щеки» рукоятки. Так пуля может повредить пистолет только в том случае, если он был в кобуре. Если бы майор держал его в руке, то пуля попала бы ему в руку, поскольку это место на рукояти пистолета прикрывает сустав указательного пальца. Поскольку полиция обычно носит пистолеты справа на боку или на животе, то можно судить, что стрелявший держал свое оружие у пояса и выстрелил из толпы с близкого расстояния, рассчитывая попасть в живот и тяжело ранить офицера. К счастью, ему это не удалось. Факт наличия оружия у погромщиков подтвердил и Хайдар Сарин: «Оружие у них было, но изъятого у нас нет».
А вот Жанибек Толегенов, видимо, подделал следы пули в своих брюках. Он показал два ровных «прокола» на одной стороне брюк, расположенных примерно в 5 см друг от друга. Между тем, для любого человека, сколько-нибудь знакомого с огнестрельным оружием и характером повреждений от пуль, совершенно очевидно, что такого не может быть. Пуля выходит из ствола, вращаясь со скоростью 3000 оборотов в секунду. Пуля в полете описывает вращательные и колебательные движения. Сталкиваясь с препятствием, с телом или одеждой, пуля оказывает взрывоподобное воздействие на это препятствие. Этот эффект хорошо изучен и известно, что пули могут разрушать даже стальные и железобетонные поверхности. Так что пуля, вращаясь и колебаясь в полете, вовсе не сделала бы в штанах Жанибека Толегенова две аккуратные дырочки, а вырвала бы из них приличный кусок ткани, в особенности на выходном отверстии. А могла бы и вовсе изменить траекторию (пули 5,56 мм тем и отличаются) и тогда пуля разворотила бы голень.
Так что, скорее всего, Жанибек Толегенов просто проколол свои штаны шилом, чтобы прибавить своему рассказу эмоциональности. Но поскольку он явно не знаком с тем, что пули калибра 5,56 мм делают с одеждой (на вооружение Советской Армии она поступила в 1985 году, а Толегенов-старший служил явно много раньше), то у него получилась очень уж неубедительная фальсификация. Никто в него не стрелял, к тому же сам он путается в рассказах. То у него сына застрелили в такси, то его самого обстреляли, когда он «склонился над телом сына». Нехорошо, недостойно пожилого человека так врать.
Так что, вся эта история с погибшим Торебеком Толегеновым «пошита белыми нитками». Скорее всего, он действительно был в рядах погромщиков, но погиб случайно, вероятнее всего, от рикошета пули. Ничего героического в его гибели нет, а, скорее, наоборот. Хотя, стоит провести более тщательное расследование этого иницидента. Как бы не оказалось, что его застрелили свои же собратья по погрому…
Что же до инциативы Абжана, то это совершенно наглая и неприкрытая попытка сделать героем погромщика. Даже хуже того, сделать героическим сам факт измены присяге (независимо от того, что на самом деле сделал Торебек Толегенов). Мол, измени, предай свой народ и свою республику – будешь героем. Сейчас «героизируют» погромщиков, а потом что? Дойдет до «героизации» тех кто встанет на сторону захватчиков, кто наденет чужую форму, возьмет чужое оружие?
Сержан Лукпенов
Источник – ЦентрАзия