23 февраля, 20121
А.Бекбалаев: Аттила – предок кыргызов и казахи. Братья-казахи уже с детских школьных лет «вбивают» в головы своих
Аттила – предок кыргызов
(часть XVII)
5.Казахи. Расскажем о работах тюркских казахских историков особо, поскольку гуннология в Казахстане в последнее время набрала большие обороты.В начале нашего очерка мы говорили о большом отменно изданном германском путеводителе-справочнике по гуннологическому музею в Пфальц-Шпейере «Attila und die Hunnen». Еще раз отметим, что современными потомками гуннов европейские историки, археологи и устроители выставки однозначно признают кыргызов и казахов, в связи с чем книга красочно иллюстрирована фотографиями из современной сельской «кочевой» жизни означенных народов. Например, нижеследующее фото №3 снабжено пояснением: «Die Jagd mit Adlern oder Falken hat bei den Kirgisen und Kasachen eine lange Tradition, die noch heute lebendig ist» ["Attila und die Hunnen", Stuttgart, 2007, S. 7].
«Охота с орлами и коршунами имеет у кыргызов и казахов древнюю традицию, которая жива и поныне» [Перевод наш. А.Б.].
На приведенном выше фото можно идентифицировать кыргыза: во-первых, снежные вершины, однозначно, Тянь-шаня; во-вторых, наличие у некоторых мужчин на заднем плане белых кыргызских колпаков; и, в-третьих, наличие у охотника на коне на голове головного убора «тебетей», который носят большей частью кыргызы, независимо от времени года – казахи предпочитают носить зимой малахаи, а летом – колпаки, но не белого цвета, а обычно темных тонов. Тебетей, таким образом, более предпочтителен у кыргызов. А теперь обратим внимание на художественное изображение гуннов на рисунке 4 в представлении европейских историков XIX века:
Рисунок 4. «Anstürmende Hunnen. Holzstich nach einer Zeichnung von Alphonse de Neuville (um 1850)» [из цит. соч., с. 371].
«Гунны в атаке. Изображение на дереве Альфонсе де Нейвилле (1850)» [Перевод наш. А.Б.].
На обоих изображениях мы видим идентичный головной убор – тебетей, который является, и всегда являлся, принадлежностью одеяния кыргызского мужчины.
Вначале гунны описывались в учебниках по истории Казахстана в связи с географическим фактором – их государство существовало некогда на территории Казахстана, а сами они считались предшественниками казахов на этих землях, но никак не предками. «С массовым проникновением гуннов на территорию Казахстана и дальнейшим движением гуннских и кангарских племен на запад связано изменение антропологического типа коренного населения и распространение протокипчакского диалекта тюркского языка» [Кузембаулы А., Абилев Е. "История Казахстана: Учебник", Алматы, 1996, с. 40].
Отметим, что такая же точка зрения – о том, что гунны являлись предшественниками кыргызов как на Енисее, так и на Тянь-шане, но никак не предками – господствовала во времена Союза, а также имеет место и сегодня в учебниках и трудах по кыргызской истории [см.: "История Киргизии", т. I, Фрунзе, 1956, с. 61–62; Чоротегин Т.К., Омурбеков Т.Н., Марченко Л.Ю. "История кыргызов и Кыргызстана: Учебн. для 6 кл. средн. шк.", Бишкек, 2001, с. 40; Солтоноев Б. "Кыргыз тарыхы", Бишкек, 2003, 29–30 б.].
Первые упоминания о схожести гуннского и казахского языков мы находим в совместной монографии российского ученого С.Г. Кляшторного и казахского историка Т.И. Султанова, которые отмечают «… тюркскую языковую принадлежность населения одного из древних государств, существовавшего на территории Казахстана во II–V вв. Можно определенно утверждать, что с этого времени на огромном пространстве казахстанских степей, вместе с племенами «северных» гуннов, появляется население, говорившее на древнем языке (языках?) из той же языковой семьи, что и казахский» [Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. "Казахстан: Летопись трех тысячелетий", Алма-Ата, 1992, с. 72].
В 1999 году появляется, можно сказать, основополагающий труд по истории Казахстана и казахов известного современного казахского государственного деятеля, основоположника и создателя казахского государства Н. Назарбаева. Данный труд имеет важное значение не только для истории казахского народа, но также и для истории кыргызов, поскольку в нем в наиболее систематизированном виде изложена вся древнейшая, древняя, средневековая, новая и современная история почти всех родственных кыргызам тюркоязычных народов.
«История наша логически и географически связана незримыми нитями со множеством других имен и народов, которые в той или иной степени оставили свой след в генной памяти многих современных культур евразийского «хартланда», в том числе и в культурном коде казахов. Возьмем развитие духовности на нашей территории в течение 6 тысяч лет. При анализе можно выделить следующие этапы…» [Назарбаев Н. "В потоке истории", Алматы, 1999, с. 273] [подчеркнуто нами. А.Б.]
Автор выделяет 12 этапов казахской истории, ровно половина которых связана с историей других тюркских народов:
1-этап: около 6 тыс. лет тому назад начинается «освоение всей территории сегодняшнего Казахстана неисчислимыми племенами древних ариев-скотоводов» [цит. соч., с. 273–274];
2-этап: примерно 4–5 тыс. лет назад их правопреемниками и отчасти потомками выступают саки;
3-этап: 3–4 тыс. лет назад на историческую сцену выступают хунну-гунны, являющиеся тенгрианцами, они образовали две мощные империи: восточных хунну и западных гуннов;
4-этап: 1,5 тыс. лет назад появляются потомки хунну-гуннов – древние тюрки из рода Ашина;
5-этап: 1300–1100 лет назад в качестве потомков древних тюрков выступают древние кыргызы;
6-этап: 1100–900 лет назад мощное влияние на праказахов арабо-исламского духа, особенно на юго-западе Казахстана;
7-этап: XI в., широкая исламизация севера и востока Казахстана;
8-этап: XII–XIV вв., «начало великой драмы казахских предков – нашествие Чингизидов. Это была мощная разрушительная волна, первая колонизация казахского народа, которая сильно деформировала его историческое тело, его дух…» [цит. соч., с. 279];
9-этап: XV-XVII вв., примерно в 1466 г., возникает «первое Казахское ханство» [там же, с. 282];
10-этап: XVII–XIX вв., 1723–1727 война с Джунгарией, «казахский народ попадает в объятия Российской империи» [цит. соч., с. 285];
11-этап: XX в., Российская империя рушится в 1917 г., попытка строительства казахского государства «Алаш-Ордо»; Казахстан входит в состав СССР;
12-этап: конец ХХ – начало ХХI в., построение современного казахского государства.
И именно после появления в свет означенной фундаментальной работы Н. Назарбаева в Казахстане посыпались, как из рога изобилия, труды, в которых казахи объявлялись потомками гуннов и наследниками их имени. Это – научно-исторические изыскания, учебники по истории, большие словарные статьи в энциклопедиях и даже произведения художественной литературы.
Например, в своем историческом исследовании казахский ученый А. Бахти считает, что шумеры, древний народ в Междуречье Тигра и Ефрата, были древними тюрками, от них произошли скифы, от скифов – гунны, а от гуннов – казахи [см.: Бахти А. "Шумеры. Скифы. Казахи", Алматы, 2002, с. 207].
Казахский историк К.К. Данияров изучает историю гуннов с их раннего периода и до распада гуннского государства после завершения их похода в Европу. Попеняв в «Предисловии» своего труда на то, что «…подлинной истории в бывшем СССР и его колонии Казахской ССР нет; все историки выполняли только заказ Центрального Комитета Компартии Советского Союза и писали фальшь» [Данияров К. "История гуннов", Алматы, 2002, с. 4], автор анализирует через призму своего представления многие этнографические, этнокультурные и исторические аспекты двух гуннских государств в Азии и в Европе.
«Воинственный и энергичный этнос, каким являлись гунны, уже не мог пребывать в относительном бездействии, его накопленная энергия должна была найти применение, но для этого нужен был лидер – гениальный, деятельный, решительный, обладающий весьма крупным военным талантом и государственным умом. И такой лидер нашелся. Им был новый шаньюй гуннов Аттила (Едил). Гунны под водительством Аттилы стремительно вошли в мировую историю, причем на самые высшие ее вершины» [цит. соч., с. 174].
Часть гуннов, оставшаяся после распада гуннского государства в Европе, еще долгое время назывались гуннами; ушедшие назад в казахские степи стали называться тюрками, а позднее самоидентифицировались как казахи [см.: цит. соч., с. 247–248].
Школьные учебники по истории Казахстана уже однозначно описывают гуннов как предков казахского народа: «Об их месте и роли, как далеких предков казахского народа в истории человечества, об их вкладе в мировую культуру есть немало письменных свидетельств» [Турлыгул Т., Толеубаев А., Кунапина К. "История древнего Казахстана: Учебн. для 6 кл. общеобраз. шк.", Алматы, 2002, с. 66] [подчеркнуто нами. А.Б.].
«Гунны – одно из степных племен, которые составили затем основу казахского народа» [цит. соч., с. 72] [подчеркнуто нами. А.Б.].
Представляет несомненный интерес составленный авторами данного школьного учебника список произведений деятелей культуры мира, в которых художественными средствами описывается образ Аттилы:
«1. Трагедия, написанная в стихотворной форме отцом французского театра известным поэтом-драматургом Корнелем (1606–1684), была представлена в Париже в 1667 г.
2. Немецкий драматург Вернер Цахариас (1768–1823) написал пятиактную трагедию «Царь гуннов – Аттила». Она была переведена на многие языки мира.
3. Известный итальянский композитор Джузеппе Верди (1813–1901) написал оперу «Аттила», которая впервые была поставлена в 1846 г. Она по сей день исполняется в оперных театрах многих стран мира.
4. Французский историк Тьерри Амеди написал двухтомную книгу «История Аттилы и его наследников», которая вышла в Париже в 1856 г.
5. Поэма неизвестного автора «Первый поход Аттилы в Галлию» была написана в VI веке на латинском языке. Объемную поэму (1777 строк) неизвестного автора нашел немецкий историк в Баварском архиве в Италии.
6. Яркий представитель эпохи Возрождения Рафаэль Санти (1483–1520) создал картину «Встреча святого Леона с Аттилой». Эта картина-фреска украшает одну из стен зала эллинов Ватикана.
7. Французский историк Тьерри Амеди в своем историческом труде ставит Аттилу в истории человечества наравне с Ганнибалом, А. Македонским, Ю. Цезарем, считает его великой личностью. Эту книгу впервые из ученых ввел в научный круг Ш. Уалиханов.
В театрах нашей страны также ставятся оперы и драматические произведения об Аттиле» [цит. соч., с. 72–73].
Отметим пункт 3, в котором речь идет об опере Дж. Верди «Аттила»: русскоязычному слушателю она известна более под названием «Оттело» (итальянское акцентное произношение с артикуляцией на «о»).
Детская энциклопедия по древней казахской истории повторяет историческую канву, заданную в программном основополагающем труде Н. Назарбаева, и содержит большие разделы по описанию арийского, сакского, гуннского и тюркского периодов казахской истории. Раздел гуннов охватывает длительное время со II в. до н.э. по V в. н.э. ["Древний Казахстан: арии, саки, гунны, тюрки: Детская энциклопедия", Алматы, 2002, с. 81–112]. Представим лучше в тезисной форме выдержки из данного раздела:
«Могущество армии гуннов, ее сила и воинский дух дали толчок к постройке китайцами Великой Китайской стены. На западе причиной падения Римского государства были также гунны» [цит. соч., с. 83].
«Аттила – историческая личность, благодаря которой весь мир узнал гуннов. Народы Европы признали его как смелого, выдающегося человека. Об этом свидетельствуют золотые и серебряные монеты с изображением Аттилы, которые чеканились в течение шести веков в европейских государствах» [цит. соч., с. 94].
«Восточная и Западная Римская империя вынуждены были считаться с гуннами. Европейские народы, избавившись от гнета римлян, воспевали справедливого царя Аттилу в таких поэмах, как «Эллада», «Сказание о Хильдебранте», «Песнь о Нибелунгах» и превратили его имя в легенду» [цит. соч., с. 106].
«А в следующем, 453-ем году, покоривший всю Европу наш предок Аттила неожиданно умирает. Европейские драматурги написали десятки пьес о смерти Аттилы» [цит. соч., с. 109] [подчеркнуто нами. А.Б.].
«Вот, дорогой юный друг, так повествуют исторические летописи о наших предках гуннах. Оставив после себя многочисленные летописи и различные легенды, гунны покидают историческую арену» [цит. соч., с. 112] [подчеркнуто нами. А.Б.].
Таким образом, наши соседи братья-казахи уже с детских школьных лет «вбивают» в головы своих детей, что гунны, бывшие великим и победоносным народом, являются предками казахов, и сведения эти представляются программными и обязательными для запоминания и заучивания. Более того, создаются красочно иллюстрированные книги для детей младшего школьного возраста, которые в доступной форме повествуют о великом предке казахов вожде гуннов Аттиле (Едил), сумевшим собрать воедино различные разрозненные племена, стать великим повелителем многих народов под эгидой древних казахов.
Писатель-историк С. Утениязов описывает пути переселения гуннов в Европу, рождение Аттилы, его детство, отрочество и юность, его становление и зрелые годы. В книге приводятся различные притчеобразные сюжеты о героизме, скромности, человеколюбии и мудрости Аттилы. Например, о том, как гуннский воин нарушил воинскую дисциплину, уединившись в боевой обстановке с молодой римлянкой:
«Следом стража привела двух молодых людей: гуннского воина и римлянку.
– Люди сражаются, а эти воркуют в укромном месте, словно голубки, – доложил стражник.
Аттила изучающе посмотрел на жигита и девушку. Оба молоды. Чтобы испытать прочность их чувств, он с напускным гневом принялся обвинять их:
– Девушки – создания нежные и скромные! А ты вот не смогла сохранить свою честь! Поэтому будешь казнена. А ты, воин, можешь идти!
Не ожидая столь сурового решения, девушка растерялась и заплакала, а жигит тотчас упал на колени и стал умолять:
– Ваше Величество, в таком случае лучше меня убейте вместо нее! Я так люблю ее и хочу, чтобы она была счастлива! Я не могу жить без нее!
Суровое лицо Аттилы преобразилось. Он остался доволен тем, как повел себя воин. Его поразила искренность жигита и его готовность пожертвовать собой ради любимой. Аттила не стал наказывать их и велел отпустить обоих. Поведи себя жигит иначе, то он был бы убит за то, что не совладал со своими чувствами.
Благословив молодых и пожелав им счастья, Аттила стал разбираться с пленными римлянами» [Утениязов С. "Аттила: История. Личность. Время", Алматы, 2005, с. 91].
Дело пропаганды гуннских предков в Казахстане доходит даже до того, что переиздания зарубежных авторов об Аттиле и гуннах предваряются соответствующим курсивным добавлением. Например, исторический роман англичанина Томаса Костейна «Аттила – властелин мира» на обложке и суперобложке снабжен произвольным добавлением: «Исторический роман о жизни великого гуннского вождя АТТИЛЫ – предка тюрков и казахов» [Костейн Т. "Аттила – властелин мира" (пер. с англ.), Алматы, 2002], хотя во всем тексте книги мы не смогли обнаружить не только указаний, но даже намека не только на казахский след в гуннской истории, но даже на общепринятый тюркский, а точнее, древнетюркский.
Продолжение следует
Амангельды Бекбалаев, доктор филологических наук, профессор, декан гуманитарного факультета Кыргызско-Российского Славянского университета.
Источник – akipress.org